Оценка железнодорожного транспорта — процедура необходимая для определения рыночной стоимости транспортного средства с учётом его состояния, функционального и физического износа.
Весь железнодорожный транспорт делится на три категории:
— тяговый (электропоезда, локомотивы, дизель-поезда);
— нетяговый (цистерны, грузовые и пассажирские вагоны);
— специальный (автомотрисы, дрезины, самоходные машины).
Определение стоимости железнодорожного транспорта состоит из оценки вагонов, локомотивов, железнодорожных цистерн, комплектующих частей состава. Оценка вагона является наиболее востребованной. При оценке оценщик учитывает их изношенность, рыночную стоимость на момент приобретения, срок использования, виды ремонтных работ. Одинаково часто оценку проводят пассажирским и грузовым вагонам.
Оценку железнодорожного траспорта проводят при:
— страховании объекта;
— вкладе в уставный капитал;
— переоценке активов;
— постановке на баланс;
— совершении сделки купли продажи;
— целях залога;
— решении имущественных споров в судебном порядке (оценка для суда);
— принятии управленческих и инвестиционных решений;
— разработке инвестиционных проектов и привлечении инвесторов;
— оформлении в наследство;
— передаче в доверительное управление;
— передаче в аренду;
— определении начальной цены на торгах;
— других операциях, связанных с реализацией имущественных прав на железнодорожный транспорт.
Перечень документов для оценки железнодорожного траспорта:
— наименование, модель, марка;
— дата производства;
— дата ввода в эксплуатацию;
— страна и компания — производитель;
— первоначальная стоимость и остаточная балансовая стоимость;
— норма амортизации;
— основные характеристики и параметры:
— масса;
— пробег;
— материал;
— производительность;
— грузоподъемность;
— физическое состояние.