Оценка воздушного транспорта – оценка одного из наиболее сложных и дорогостоящих видов современной техники. Оценка воздушных транспортных средств включает в себя как определение стоимости отдельных компонентов авиационной техники (например, двигателей), так и целиком таких объектов как самолеты, вертолеты и т.п. Дополнительно необходимо уточнить, что, согласно статье 130 ГК РФ, летательные аппараты, подлежащие государственной регистрации, следует определять как недвижимое имущество, но в то же время в выборе методов оценки имеет значение тот факт, что летательные аппараты любого типа являются транспортом и необходимо учитывать специфику оценки транспорта.
Функциональные типы летательных аппаратов:
Пассажирские;
Грузовые;
Военные;
Сельскохозяйственные;
Спортивные.
Оценка воздушного транспорта необходима при:
— страховании объекта;
— вкладе в уставный капитал;
— переоценке активов;
— постановке на баланс;
— совершении сделки купли продажи (оценка рыночной стоимости);
— целях залога;
— решении имущественных споров в судебном порядке (оценка для суда);
— принятии управленческих и инвестиционных решений;
— разработке инвестиционных проектов и привлечении инвесторов;
— оформлении в наследство;
— передаче в доверительное управление;
— передаче в аренду;
— определении начальной цены на торгах;
— других операциях, связанных с реализацией имущественных прав на воздушный транспорт.
Перечень документов и информации для оценки воздушного транспорта:
1) Полное наименование воздушного аппарата, его заводской и бортовой номер
2) Наименование предприятия-изготовителя
3) Даты выпуска и ввода в эксплуатацию
4) Собственник объекта
5) Копии правоустанавливающих документов
6) Полная и остаточная балансовая стоимость (если собственник объекта — юр.лицо)
7) Эксплуатация объекта
8) Копии документов на эксплуатацию
9) Даты и суть модернизаций/ремонтов (если производились)
10) Акты технического состояния
11) Ограничения прав собственности (при наличии)
12) Местонахождение объекта
13) Назначенный (расчетный) ресурс
14) Остаточный ресурс
15) Данные о гарантии изготовителя
16) Интенсивность эксплуатации объекта
17) Вид эксплуатации объекта
18) Особенности использования объекта
19) Основные летно-технические характеристики (грузоподъемность, скорость, дальность и прочее)
20) Характеристики, определяющие основные эксплуатационные расходы (вид используемого топлива, расход топлива, количества членов экипажа)
21) Краткое описание условий хранения и обслуживания объекта.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и состояние воздушного судна.